Основания права на судебную защиту. Право на судебную защиту: общая характеристика. Форма судебной защиты

Право граждан на судебную защиту прописано в основном законе государства. Кроме того, оно гарантируется всем иностранцам, физическим и юридическим лицам. Судебная защита распространяется не только на те права и свободы граждан, которые предусмотрены Конституцией, но также и на указанные в других законах и актах.

Определение

Право граждан на судебную защиту гарантируется Конституцией. Представляет собой возможность обращения в вышестоящие инстанции с целью отстоять свои законные интересы. Потому что все люди равны перед законом и поэтому они имеют равные права на личную жизнь, свободу, собственность, на труд, образование, неприкосновенность частной собственности. Здесь же можно отметить тот факт, что реабилитированный человек может обратиться в суд для восстановления справедливости и требовать компенсации морального вреда. Обвиняемый вправе ходатайствовать о присутствии на процессе присяжных заседателей. Лицо, которому отказали в трудоустройстве, также может обратиться в суд.

Судебные органы обеспечили, чтобы адвокатов не мешали защищать и представлять заинтересованные стороны, законные права которых охраняются в соответствии с законом. Органы общественной безопасности на всех уровнях ускорили предоставление адвокатам «конференц-залов» и открыли онлайн-платформу для юристов, чтобы назначать встречи для посещения своих клиентов и сообщали общественности такие номера телефонов для встреч, обеспечивая удобство встреч между юристами и их клиентами и обеспечивая, чтобы их разговоры не контролировались.

Прокуратурные органы эффективно выполняли свою роль надзора за препятствием адвокатов «право на практику». Платформа предлагает удобные юридические услуги для юристов, в том числе онлайн-регистр случаев, онлайн-доступ к файлам дел, запрос информации о случаях заболевания, электронное обслуживание юридических документов и контактные данные судей.

Предусмотрено Конституцией

Каждый человек может обратиться в суд с целью защиты нарушенных прав, что предусмотрено основным законом государства. Практически любое действие или бездействие органов местной власти и должностных лиц может быть признано незаконным и будет отменено.

Право граждан на судебную защиту заключается в том, что они могут обратиться в данный орган и он должен будет рассмотреть их заявление, после чего принять соответствующее решение. Последнее также можно будет обжаловать в вышестоящей инстанции.

Некоторые суды в Пекине и Сычуани предоставили комнаты для переодевания и комнаты ожидания для адвокатов, защищая их достоинство в судебных делах. Проведение пилотных программ по реформированию системы народных заседателей и надзорных органов и обеспечение гражданам права выступать в качестве экспертов и надзорных органов.

Надлежащим образом обрабатывать письма и посещения, связанные с судебными исками в соответствии с законом, и улучшать каналы предоставления прав. Был установлен рабочий механизм обработки писем и посещений с участием исков, который выполняется в соответствии с принципами разделения судебных процессов и писем и посещений, что письма и посещения разделены упорядоченным образом и что письма и посещения обрабатываются в соответствии с закон. В масштабах, процедурах и обязанностях, связанных с письмами и посещениями судебных процессов, наблюдается большая стандартизация.

Возможности


Право граждан на судебную защиту заключается еще и в том, что каждый человек, который преступил закон и оказался на скамье подсудимых, может просить о рассмотрении его дела с участием присяжных заседателей. Данные лица будут выносить свой вердикт, независимый от какого-либо мнения. Большинство людей считают такой суд гуманным.

В настоящее время доступно больше каналов для подачи жалоб, в том числе писем, визитов, телефонных звонков, Интернета и видеороликов, и для этой цели были введены интегрированные онлайн-платформы, обеспечивающие доступ людей к требованиям своих прав в соответствии с закон. Юристов приглашали участвовать в мероприятиях по получению писем и посещений и выступать в качестве агентов для их обработки, что укрепляет общественную веру в систему писем и посещений.

Верховная народная прокуратура создала онлайн-видеосистему для получения апелляций, которая связывает органы прокуратуры на всех четырех уровнях. Отмените систему перевоспитания через труд и укрепите социальное управление с помощью верховенства закона. На протяжении более 50 лет система перевоспитания через труд сыграли положительную роль в Китае, в соответствии с историческими обстоятельствами, в защите общественной безопасности, поддержании общественного порядка, обеспечении социальной стабильности, воспитании и реабилитации правонарушителей.

Если решение данного органа будет несправедливым, то человек сможет обжаловать его в верховной инстанции, что также закрепляет право граждан на судебную защиту.

Принципы


Человека является прямым доказательством того, что существует судебная защита прав и свобод граждан. Потому что никто не может быть признан виновным, пока приговор не вступит в свою законную силу. Тем самым человек, находящийся под следствием, еще не может быть назван преступником.

Но со временем его функции постепенно заменялись применением таких законов как Закон о наказаниях за административную безопасность и Закон о контроле над наркотиками, а также за счет совершенствования уголовного законодательства. За прошедшие годы, когда соответствующие законы стали все более применяться в случаях перевоспитания через труд, система коррекции играла меньше Кроме того, было решено, что лица, которые получали перевоспитание через труд в соответствии с предписаниями по закону должны быть освобождены и освобождены от оставшихся условий.

Кроме того, судебная защита прав и свобод граждан заключается в том, что никто не может дважды отбывать наказание за одно и то же злодеяние. Доказательства, положенные в основу приговора, должны быть собраны надлежащим образом, без нарушения норм УПК. Также не стоит забывать о том, что человек не может давать показания против самого себя и своих близких и родных людей. Так гласит статья 51 основного закона государства.

Создать национальную систему судебной помощи и усилить защиту жертв. В рамках государства государство оказывает экономическую помощь жертвам преступлений, которые не могут получить финансовую компенсацию, чтобы помочь им с трудом. Судебные органы строго выполняют свою обязанность уведомлять таких жертв о своем праве обращаться за судебной помощью и обеспечивать своевременную помощь соответствующим заявителям.

Дальнейшее совершенствование правовой гарантии прав человека. Мы реформировали систему принятия решений, преобразовывая систему рассмотрения дел в регистрационную систему регистрации случаев. Мы пересмотрели Уголовно-процессуальный закон и внедрили принципы законности, презумпции невиновности, исключения незаконных доказательств. Мы пересмотрели Гражданский процессуальный закон для эффективного урегулирования споров. Мы также пересмотрели Закон об административном процессе, чтобы усилить защиту законных прав и интересов частных сторон в административных исков.

Кроме того, Конституция предусматривает возмещение вреда человеку в том случае, если он был причинен ему незаконными действиями органов власти и должностных лиц. Кстати, судебная защита прав, свобод гражданина РФ не всегда осуществляется в соответствии с законом. На практике встречается достаточное количество таких случаев.

Мы приняли первый закон о борьбе с домашним насилием в целях укрепления правовой защиты личных прав жертв насилия в семье. Народные суды меняют систему рассмотрения дел на регистрацию в регистрационную систему регистрации случаев, чтобы лучше защищать тяжущиеся стороны права на подачу апелляции. Суды людей должны принимать и регистрировать все случаи судебного разбирательства, обрабатывать все те, которые соответствуют условиям приемлемости и судебного преследования, и обеспечивать, чтобы все дела вводились и надлежащим образом обрабатывались, и что судебное право осуществляется без препятствий.

Кроме того, каждый человек вправе осуществлять свою защиту в суде с помощью квалифицированного защитника. Обвиняемым он предоставляется на безвозмездной основе, если они по причине отсутствия денежных средств не могут позволить себе платного адвоката. Грамотный и высококвалифицированный юрист знает, как правильно обойти все уловки закона и помочь своему доверителю. В большинстве случае люди проигрывают процессы потому, что не знают, как правильно сформулировать свои доводы и доказать правоту в суде. Поэтому стоит не надеяться на чудо, а прибегнуть к услугам адвоката.

Трудности при подаче административных исков относительно сноса жилья, приобретения земли и раскрытия информации правительства были значительно облегчены. Внедрить систему для исключения незаконных доказательств и защиты законных прав и интересов подозреваемых в совершении преступления. В Уголовно-процессуальном законе предусматривается, что после задержания и ареста подозреваемых правоохранительные органы должны немедленно арестовывать задержанных и арестованных в местах содержания под стражей и обеспечивать, чтобы допросы подозреваемых и подсудимых записывались в аудио - и видеозаписях.

Обеспечение права граждан на судебную защиту еще раз подчеркивает тот факт, что человек живет в демократическом государстве, где его свободы являются наивысшей ценностью.

Способы


Каждый человек может обратиться в суд для защиты своих интересов, в также в иные органы, которые вправе решать спорные вопросы.

В камерах досмотра органов общественной безопасности и в изоляторах имеются средства для записи аудио - и видеоматериалов, чтобы предотвратить неправомерное поведение в правоохранительных органах, например, вымогательство признаний путем пыток и получение доказательств с помощью незаконных средств.

Верховная народная прокуратура издала Положения о создании синхронных аудио - и видеозаписей на протяжении всего процесса допроса подозреваемых в правонарушениях, связанных с работой прокуроров, для дальнейшего регулирования деятельности по расследованию и допросам и укрепления защиты законных прав и интересов подозреваемых в совершении преступления. В Уголовно-процессуальном законе излагаются масштабы незаконно полученных доказательств и процедур исключения таких доказательств. Судебные органы должны исключать такие незаконные доказательства, если они найдут их во время уголовного расследования, экспертизы и уголовного преследования или судебного разбирательства по делу.

Например, гражданин, у которого сложные отношения с руководством компании, имеет возможность изменить ситуацию в свою сторону, если напишет заявление в комиссию по трудовым вопросам, после чего он уже будет вправе обратиться в суд. Либо покупатель, который приобрел некачественный товар, может написать претензию производителю и получить от него ответ, затем уже обращаться в суд. Как правило, все вопросы в таких ситуациях можно решить мирным путем, если договориться между собой.

Настоящий убийца был позже пойман органом общественной безопасности. Реализуйте принцип презумпции невиновности для предотвращения и исправления ошибок судебного разбирательства. Министерство юстиции опубликовало заключения о максимизации функций системы судебной оценки для предотвращения незаконных выходок юстиции в целях укрепления системы судебной оценки и дальнейшего регулирования такой деятельности.

Верховный народный суд опубликовал заключения о создании и совершенствовании рабочих механизмов по предотвращению незаконного выселения правосудия по уголовным делам, в котором предусматривается, что обвиняемые должны быть оправданы из-за отсутствия доказательств, и никто не должен привлекаться к уголовной ответственности без каких-либо уголовных доказательств.

Как показывает практика, судебный порядок защиты прав граждан - наиболее выгодный для них. Потому что в таком случае они смогут получить еще и компенсацию морального вреда, если докажут факт нарушения своих прав.

Формы


Обеспечение права граждан на судебную защиту может быть реализовано только в случае проведения заседания. Оно прописано в основном законе государства. Кроме того, при обращении в данный орган дело может быть рассмотрено только в форме правосудия.

Ряд противоправных убеждений были отменены в соответствии с законом. К ним относятся следующие случаи. Изнасилование и убийство Чжан Хуэй и Чжан Гаопинга, племянника и дяди. Провести пилотную программу процедуры ускоренного вынесения приговора по уголовным делам, чтобы обвиняемые получили быстрые испытания. Это касается случаев, связанных с опасными вождениями, нарушениями правил дорожного движения, кражей, мошенничеством, насильственным изъятием, телесным повреждением, сбором ссор и возникновением проблем или любым другим нарушением, если обстоятельства незначительны, а обвиняемый может быть приговорен к тюремному заключению не более одного года, уголовное задержание, контроль или штраф.

Объектами защиты в данном случае будут только те права и интересы, которые были нарушены, например: право на образование, труд, неприкосновенность жилища,тайна переговоров. Их восстановление гарантировано Конституцией.

Судебный порядок защиты прав граждан будет зависеть от того, каким будет заявление, а также от вопроса, который требуется разрешить. Например, на подготовку к рассмотрению дела о бракоразводном процессе может уйти до двух месяцев, а требование об уплате алиментов удовлетворяется в этот же день.

Если факты ясны, доказательств достаточно, обвиняемый добровольно признается в совершении преступления, и стороны не оспаривают применение закона, соответствующая процедура упрощается при условии, что она соответствует основным принципам Уголовного кодекса Закон о процедуре и права судебных разбирательств соответствующих сторон полностью защищены.

Регулировать принудительные меры и уменьшать применение обязательных мер по лишению свободы. Закон об уголовном судопроизводстве дополнительно улучшил принудительные меры лишения свободы, уточненные условия ареста, определил критерии социального риска в отношении правонарушений и уменьшил применение принудительных мер лишения свободы для стандартизации применения уголовных мер принуждения и лучшей защиты прав граждан на свободу личности. органы строго соблюдают условия и процедуры ареста, установленные законом, с тем чтобы быть осмотрительными при принятии решений об аресте и сокращении числа арестов.

Немаловажную роль будет играть правильное определение подсудности. Все будет зависеть от того, какой вопрос следует разрешить. Кроме того, по уголовным делам в суде вправе принимать участие Если человек обвиняется в совершении особо тяжкого злодеяния, помощь защитника в данном случае предоставляется бесплатно.

Существующие проблемы


Была установлена ​​система обзора о необходимости содержания под стражей. После ареста подозреваемых в уголовных преступлениях и подсудимых, народная прокуратура все еще проводит обзор необходимости содержания их под стражей. Если это не является необходимым, это предполагает, что соответствующие судебные органы освободят их или изменят принудительные меры.

Совершенствовать процедуры уголовных дел по делам несовершеннолетних, чтобы помочь несовершеннолетним преступникам лучше реинтегрироваться в общество. Судебные органы назначают должностных лиц, которые хорошо осведомлены о физических и психологических характеристиках несовершеннолетних для рассмотрения дел несовершеннолетних. Министерство общественной безопасности пересмотрело Положения о процедурах рассмотрения уголовных дел органами общественной безопасности, Прокуратура Верховного народного комиссара внесла поправки в Правила о прохождении прокуратурой людей уголовных дел с участием несовершеннолетних и Верховном народе Суд опубликовал судебное толкование, применимое к Уголовно-процессуальному закону, дополнительно уточнив специальные меры защиты несовершеннолетних правонарушителей.

Очень часто право гражданина РФ на судебную защиту не только не реализуется в полном объеме, но и нарушается представителями данной системы. На практике достаточно часто человек сталкивается с коррупцией и несоблюдением законов.

Соответственно, что государство предусматривает ответственность должностных лиц за такие правонарушения, но чтобы доказать данные факты, нужно иметь неопровержимые доказательства и обладать профессиональными знаниями и умениями. Для того чтобы соблюдался судебный порядок прав граждан, людям просто необходимо обращаться за помощью к профессиональным защитникам.

Трудовые споры

Обращения людей в суд, по причине того, чтобы их права нарушаются работодателями занимают одну из лидирующих позиций в области рассмотрения гражданских дел. Таких примеров на практике достаточно много. Одного сотрудника неправомерно сократили, второго просто уволили, третьего не отпустили в отпуск. Поэтому судебно-правовая защита прав граждан является достаточно распространенной.

Приведем пример. Работник не пришел вовремя на работу, потому что не мог дождаться прибытия общественного транспорта из-за большого количества пробок на дорогах. Поэтому он опоздал на целых три часа. В то время руководитель, не дожидаясь объяснительной, просто уволил его за прогул. Прибывшему сотруднику пришлось забрать свою трудовую книжку и обратиться в суд.

При рассмотрении материалов дела, выяснилось, что работодатель даже не взял с него объяснительную, а просто уволил. При этом суд встал на защиту гражданина и в своем решении указал на то, что прекращение трудового договора было неправомерным по причине того, что опоздание менее чем на четыре часа прогулом не считается. Достаточно было сделать замечание. Сотрудник был восстановлен на рабочем месте с выплатой компенсации за время вынужденного прогула.

Гражданские дела

Судебная защита прав граждан, организаций направлена на то, чтобы снизить уровень несоблюдения законов государственными органами и должностными лицами при исполнении своих обязанностей. К данной категории могут быть отнесены следующие гражданские дела о:

Расторжении брака;

Взыскании алиментов на детей, нетрудоспособных супругов;

Незаконном увольнении и не выплате зарплаты, отпускных, расчетных;

Земельных спорах, касающихся межевания земельных участков;

Вступлении в права наследования;

Сделках, выходящих за правовые нормы.

Здесь также следует отметить тот факт, что, в зависимости от подсудности, разногласия между данным лицами могут быть разрешены мировым или районным судами. При этом данная категория дел является достаточно значимой, потому что задевает интересы участников гражданских правоотношений.

Нарушение основных прав

Каждый гражданин может обратиться в суд, если считает, что его интересы были нарушены. В данном случае судебная защита прав, свобод человека, гражданина закреплена в основном законе государства. При этом он может пользоваться помощью профессионального защитника. Здесь не будет иметь значение, осужденный он, обвиняемый, депутат или начальник предприятия - все равны перед законом.

На практике нередко возникают ситуации, когда судебная защита прав человека, гражданина особенно необходима. В основном это касается тех случаев, когда человек нуждается:

В восстановлении на работе, потому что ему нечем кормить себя и свою семью;

В его жилое помещение, которое находится в собственности и описи имущества;

Компенсации вреда, причиненного преступным деянием.

Суд при рассмотрении дела и изучении его материалов старается с максимальной точностью разрешить возникший конфликт или принять решение, которое бы восстанавливало социальную справедливость. В противном случае его можно будет обжаловать в вышестоящей инстанции.

Гарантии

Судебная защита прав, интересов граждан прописана в основном законе государства. Кроме того, каждый человек вправе обратиться не только в суд, находящихся по месту его жительства, а также в вышестоящий. Конечно, при наличии возможности обеспечить представление своих интересов в суде с помощью квалифицированного юриста ею просто необходимо воспользоваться. Потому что знать только одни законы недостаточно для того, чтобы выиграть процесс, нужно уметь применять их на практике.

Конституционная судебная защита прав граждан представляет собой возможность для обращения в любой государственный орган, даже в тот, который находится за пределами страны. Здесь также необходимо правильно оформить свою жалобу и заявление, потому что документ, оформленный с нарушением предусмотренных процессуальных норм, к рассмотрению, как правило, не принимается.

Кроме того, каждый человек может обратиться в Конституционный суд России, но только в том случае, если его права, закрепленные в основном законе государства, нарушаются другими несоответствующими ей нормативными актами. При этом необходимо учитывать тот факт, что заявление, оформленное ненадлежащим образом, будет отклонено и возращено обратно гражданину. Поэтому в нем обязательно должны присутствовать ссылки на те законодательные акты, которые нарушают нормы Конституции, в том числе основные права и интересы людей.

Защита предпринимателей

Охрана интересов людей, занимающихся бизнесом, предусмотрена самым главным законом страны. Предприниматели имеют право защищать свои интересы всеми, не запрещенными способами, им гарантируется компенсация нанесенного ущерба и вреда, свободное перемещение товаров и услуг. Также они могут восстановить свою деловую репутацию.

Судебные формы защиты прав граждан и предпринимателей представляют собой определенную деятельность компетентных государственных органов. Суть здесь заключается в том, что человек обращается за помощью путем составления заявления.

Данные формы защиты обозначают деятельность таких органов, как:

Конституционный суд;

Арбитражный;

Общей юрисдикции (районный, краевой, областной).

Каждый обладает своими функциями и полномочиями. Как правило, споры между предпринимателями, организациями, компаниями рассматриваются в арбитражных судах. В данном случае обращение в государственный орган должно быть также составлено в письменной форме. На процессе интересы юридического лица представляет доверенный человек от организации. В случае вынесения судом решения, которое не удовлетворяет обе стороны, они могут его обжаловать в вышестоящей инстанции.

Другие формы

Защита прав и интересов людей может быть проведена в досудебном порядке. Таким образом, можно урегулировать возникший конфликт даже не обращаясь в соответствующие государственные органы.

Существуют следующие внесудебные формы защиты нарушенных прав:

Нотариальная, достаточно эффективна при расторжении брака, когда между бывшими супругами возникает спор о сумме алиментов, заключенное соглашение в данном случае будет иметь силу исполнительного листа;

Третейское разбирательство, которое широко распространено между коммерческими организациями и фирмами;

Путем написания претензии с указанием всех причин, по которым нарушаются интересы другого лица.

Особенности

При в суд необходимо учитывать тот факт, что все материалы дела рассматриваются данными государственными органами в определенном порядке. Поэтому ждать мгновенного разрешения спора не стоит. Для подготовки к разбирательству по гражданским делам, рассматриваемый районным судом, срок рассмотрения с момента подачи иска составляет примерно два месяца. В то время как в мировом данный период времени составляет четыре недели. Если дело касается только вынесения судебного приказа, то его могут оформить в день подачи заявления.

Перед обращением в суд лучше всего обратиться к опытному юристу, который поможет составить иск, жалобу или любой другой документ. Кроме того, человек, хорошо разбирающийся в законодательстве, сразу же определит подсудность дела и передаст все необходимые бумаги в нужный государственный орган, тем самым позволит сэкономить время и нервы своего клиента.

Значение

Основным законом государства каждому человеку и гражданину гарантируется право на защиту его интересов в суде. На этом основании невозможно считать виновным человека, пока это не будет установлено в процессе расследования и заседания данного государственного органа. В то же время никто не может быть два раза осужден за одно и то же злодеяние. В том случае, если права человека были нарушены незаконным привлечением к ответственности, он может обратиться в данный государственный орган с иском о возмещении морального вреда.

Профессиональная защита

Если речь идет о нарушенных правах и интересах, которые необходимо как можно быстрее восстановить, то человеку лучше всего обратиться к адвокату, который поможет найти законный выход из сложной жизненной ситуации. Потому что одного знания законов недостаточно для того, чтобы доказать свою правоту в суде. Особенно если дело уголовное. Конечно, в таком случае услуги защитника предоставляются обвиняемому совершенно бесплатно. Квалифицированный специалист способен сам составить все необходимые заявления, ходатайства, жалобы на действия должностных лиц и передать в суд для рассмотрения.

Перед тем как воспользоваться услугами адвоката, нужно установить с ним психологический контакт. С человеком должно быть легко работать и делиться своими переживаниями и проблемами. Кроме того, гражданин сможет в любой момент, пока длится проконсультироваться со своим защитником и при необходимости заменить его на другого.

Также гражданину необходимо помнить о том, что адвокат начинает выполнять свою работу только после того, как последний заключит с ним соглашение, в котором будут прописаны все условия его взаимодействия с клиентом. Без данного документа профессиональный юрист не вправе осуществлять представление интересов человека в судебном органе.

Последняя редакция Статьи 46 Конституции РФ гласит:

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Комментарий к Ст. 46 КРФ

1. Закрепленная в ч. 1 комментируемой статьи гарантия судебной защиты является важнейшим и эффективным средством реализации провозглашенных в ст. 2 Конституции положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.

Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. На это прямо указывается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. N 6-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР" (СЗ РФ. 1998. N 9. ст. 1142). В этом Постановлении сказанo: "Право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации".

Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой - обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

Суды имеют различные полномочия и осуществляют правосудие в различных процессуальных формах, каковыми являются конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство (см. комм. к ст. 118). Но все они в пределах своих полномочий призваны стоять на страже законных прав и свобод человека и гражданина.

Круг дел, входящих в сферу деятельности судов, постоянно растет. Обращение к судам как к защитникам прав и свобод людей стало повседневным явлением, так как очевидны преимущества судебного порядка обжалования перед административным. Главное из них - самостоятельность и независимость судебной власти от законодательной и исполнительной власти.

Судебное разбирательство производится на основе закрепленных в Конституции принципов судопроизводства: открытости, состязательности, равноправия сторон и др. Лицу, подавшему жалобу, предоставляется право самому принять участие в судебном рассмотрении дела и обжаловать принятое решение.

Комментируемая конституционная норма носит универсальный характер и является непосредственно действующей. В соответствии со ст. 56 Конституции право на судебную защиту не подлежит ограничению и в условиях чрезвычайного положения. Под каждым, которому гарантируется судебная защита, понимается любое лицо, работающее в государственном, общественном, частном, смешанном и ином предприятии, учреждении, организации, нигде не работающее, пенсионер, военнослужащий, студент, учащийся, лицо, отбывающее наказание, и т.д. Недееспособное лицо может защищать свои права в суде через представителя.

Часть 1 комментируемой статьи полностью соответствует требованиям международно-правовых актов и даже дополняет их. Так, в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека установлено, что "каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом".

В соответствии со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод "каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона".

Дополнением к международно-правовым нормам является то, что судебная защита в Российской Федерации распространяется не только на основные права, но и на те, которые предоставлены законом, другим нормативным или индивидуальным правовым актом. Это вытекает из содержания ч. 1 ст. 55 Конституции, установившей, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В ч. 2 комментируемой статьи развиваются общие положения о праве на судебную защиту, содержащиеся в ч. 1. Раскрытию ее положений и инструментом проведения их в жизнь служит Закон РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", с изм.; и доп. от 14 декабря 1995 г. (Ведомости РФ. 1993. N 19. ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. ст. 4970).

Этот Закон полнее гарантирует право на судебную защиту, чем два предыдущих по этой же проблеме - законы 1987 и 1989 гг. (Ведомости СССР, 1987, N 26, ст. 388; 1989, N 22, ст. 416): Законы 1987 и 1989 гг. не предусматривали возможности обжалования в суд решений и действий государственных органов, кроме органов государственного управления, а также обжалования решений и действий общественных объединений. Сейчас сняты все препоны, препятствовавшие обращению в суд. Нужно отметить, что новый Закон, в отличие от прежних, допускает возможность жаловаться и на решения и действия должностных лиц и органов управления Вооруженных Сил. Новый Закон нацелен также на повышение ответственности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, всех государственных служащих за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, невнимательное отношение к нуждам населения, бюрократизм и волокиту.

Предметом обжалования в суде может быть любой акт, которым нарушаются права и свободы заявителя. Сюда включаются и постановления Государственной Думы и Правительства РФ. Речь идет об актах, касающихся конкретных людей, но не о законах или иных общеобязательных актах, каковыми являются нормативные акты, указанные в ст. 125 Конституции, которые могут быть оспорены лишь в Конституционном Суде.

Не могут рассматриваться по данному Закону решения и действия, в отношении которых установлен иной порядок судебного обжалования. Например, исключение касается жалоб на решения и действия, связанные со спорами, возникающими из гражданских, жилищных, трудовых, семейных правоотношений: Они подлежат, в соответствии требованиями ст. 22 ГПК, рассмотрению по нормам законодательства о гражданском судопроизводстве. И всякое заинтересованное лицо, у которого возникли эти правоотношения, может в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, обратиться в суд за зашитой нарушенного, оспариваемого права или охраняемого законом интереса. В уголовном судопроизводстве также есть нормы о порядке разрешения жалоб на решения и действия различных должностных лиц, которые рассматриваются в порядке, отличном от установленного упомянутым Законом от 27 апреля 1993 г. Такие правила содержатся в гл. 16 УПК, и решают они, в частности, вопросы обжалования в суд законности содержания под стражей.

Важным моментом, способствующим обеспечению судебной защиты, является содержащееся в Законе правило, по которому каждый граждан имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны предоставить ему возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

К решениям и действиям (бездействию), которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) указанных в Законе органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложены обязанности или он незаконно привлечен к ответственности.

Очень важно, что Закон не содержит заранее очерченных критериев обоснованности обращения в суд. Если гражданин считает, что упомянутые выше органы, объединения либо должностные лица поступили неправомерно, он вправе обратиться в суд. Так, в суд может быть обжалован отказ в постановке на учет по улучшению жилищных условий, снятии с такого учета, отказ в государственной регистрации кооператива, в регистрации транспортных средств, в зачислении детей в дошкольное или школьное учреждение, в принятии в высшее учебное заведение, в выдаче документа о реабилитации как жертвы политических репрессий и т.д.

Как уже отмечалось, предметом обжалования по настоящему Закону являются решения и действия указанных в нем органов и лиц. Под решением понимается, как правило, письменный официальный документ (например, постановление органа исполнительной власти субъекта Федерации, выборного органа общественной организации, приказ, распоряжение, резолюция на заявлении, ответ на письмо и т.д.). При рассмотрении жалобы нужно проанализировать не только суть просьбы или ходатайства, но и доводы, мотивы, оценить обоснованность ссылок на те или иные нормы, поэтому письменная форма просто необходима.

Гражданин вправе обжаловать как действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решения) информацию либо то и другое одновременно. К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действия (принятия решений).

При решении вопроса об обжаловании неправомерных действий того или иного работника нередко возникает вопрос, является ли он должностным лицом. В ФЗ от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в качестве должностного лица рассматривается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Жалоба подается в суд по подсудности, установленной ГПК. В соответствии со ст. 24 ГПК общим правилом является рассмотрение дел в районном (городском) суде, если иное не установлено законом. Так, в ст. 254 ГПК установлено, что жалоба на отказ в разрешении на выезд из России за границу по тому основанию, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, подается, соответственно, в Верховный Суд республики, в краевой, областной, городской суд, суд автономной области, автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

Жалоба может быть подана гражданином, чьи права нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Полномочия представителя оформляются в соответствии с требованиями ГПК, а полномочия представителя общественной организации, трудового коллектива удостоверяются выписками из постановления общего собрания либо выборного органа общественной организации или коллектива.

Суд, принявший жалобу к рассмотрению, вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения) по просьбе гражданина или по своей инициативе. Суд рассматривает жалобу по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК, с учетом особенностей, установленных Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изм. и доп. от 14 декабря 1995 г.) Жалоба рассматривается судом в 10-дневный срок с участием заявителя и руководителя органа, общественной организации или должностного лица, государственного или муниципального служащего, действия (решения) которых обжалуются, либо их представителей.

В судебном разбирательстве могут участвовать представители общественных организаций и трудовых коллективов, а также должностные лица вышестоящих в порядке подчиненности органов или их представители. Ha органы и лиц, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывания незаконности обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Если обжалуемые действия (решения) признаны незаконными, выносится решение об обоснованности жалобы и обязанности соответствующего органа или лица устранить допущенные нарушения, удовлетворить требования гражданина, отменить примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстановить его нарушенные права и свободы. В этом случае указывается, какие конкретные действия (решения) неправомерно лишили гражданина возможности полностью или частично осуществить принадлежащие ему права либо какими конкретными действиями на него была незаконно возложена та или иная обязанность; называются правовые нормы, которые были нарушены при рассмотрении требования гражданина. Так, в случае отказа в выдаче гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, заключения о таком заболевании, необходимого для подтверждения права на дополнительную жилую площадь, суд признает это действие неправомерным и обязывает соответствующее должностное лицо медицинского учреждения выдать заявителю необходимый документ для представления жилищному органу; при необоснованном отказе гражданину в регистрации выстроенного или приобретенного им жилого дома судом выносится решение, обязывающее соответствующий жилищно-коммунальный орган зарегистрировать этот дом, и т.д.

Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В соответствии с названным выше Законом (в ред. от 14 декабря 1995 г.), в отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру предусмотренной федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления о его увольнении со службы. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для этих незаконных действий (решений). Убытки, моральный вред, причиненные гражданину незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Если суд установит, что обжалуемые действия (решения) были совершены в соответствии с законом, не нарушили права и свободы гражданина, он выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.

Решение районного суда может быть обжаловано в вышестоящий суд (областной, краевой и соответствующие им суды) заинтересованным лицом, а также соответствующим органом или должностным лицом, государственным служащим.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и заявителю не позднее чем в месячный срок со дня получения копии этого решения. Злостное неисполнение должностным лицом решения суда либо воспрепятствование его исполнению образует состав преступления, предусмотренного статьей 315 УК, и наказывается в уголовном порядке.

До последнего времени не допускалось обжалование в суд решений и действий должностных лиц правоохранительных органов - следователей, прокуроров, начальников следственных отделов, исправительно-трудовых учреждений. Законом РФ от 23 мая 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" (Ведомости РСФСР. 1992. N 25. ст. 1389) было разрешено обжалование в суд арестов в стадии расследования. В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 218 УПК РСФСР жалобы на действия органа дознания или следователя могли быть поданы только прокурору, а в соответствии со ст. 220 УПК РСФСР жалобы на действия и решения прокурора приносились вышестоящему прокурору, что необоснованно ограничивало право на судебную защиту.

Постановлением Конституционного Суда от 23 марта 1999 г. N 5-П (СЗ РФ. 1999. N 14. ст. 1749) было признано, что положения ч. 1 ст. 218 и ст. 220 УПК РСФСР не соответствовали ст. 46 (ч. 1 и 2), и 52 Конституции, постольку поскольку они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, исключали в ходе предварительного расследования для заинтересованных лиц, конституционные права которых нарушены, возможность судебного обжалования действий и решений органа дознания, следователя или прокурора, связанных с производством обыска, наложением ареста на имущество, приостановлением производства по уголовному делу и продлением срока предварительного расследования.

Особое место в реализации конституционного права на судебную защиту принадлежит Закону РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Вместе с тем после принятия 14 ноября 2002 г. нового ГПК, введенного в действие с 1 февраля 2003 г., возник вопрос о соотношении названного Закона с этим Кодексом. Указанный Закон не признан утратившим силу, а содержание его положений не во всем совпадает с ГПК РФ. Например, в Законе, как и в ст. 46 Конституции, закреплено право обжалования в суд неправомерных решений (действий) общественных объединений. На такое право указывалось и в ГПК РСФСР. В ГПК РФ об этом ничего не говорится. Нет в ГПК РФ и положения названного Закона о том, что гражданин вправе обжаловать как неправомерные действия (решения), так и послужившую основанием для их совершения информацию либо то и другое одновременно.

В то же время необходимо отметить, что в ряде жалоб, поступивших в Конституционный Суд, оспаривалась конституционность отдельных идентичных положений норм ГПК и названного Закона. Такое мнение было высказано, в частности, в жалобе общественного благотворительного учреждения "Институт общественных проблем "Единая Европа"". В жалобе оспаривалась конституционность ст. 255 и 258 ГПК РФ, а также ст. 2 и 5 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

В Определении Конституционного Суда от 22 апреля 2004 г. N 213-О, вынесенном по жалобе упомянутого учреждения, отмечается, что общественные объединения, к каковым относится общественное благотворительное учреждение "Институт общественных проблем "Единая Европа"", создаются гражданами на основании ч. 1 ст. 30 Конституции, закрепляющей право каждого на объединение, для совместной реализации конституционных прав, таких, как право на свободный поиск, получение, передачу, производство, распространение информации любым законным способом, право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 4 ст. 29; ст. 33; ч. 2 ст. 45 Конституции).

Названные права по своей природе могут принадлежать как гражданам (физическим лицам), так и их объединениям (юридическим лицам), которые вправе реализовать гарантированное статьей 46 Конституции право на обращение в суд, в том числе на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, при том что право на судебную защиту выступает как гарантия всех конституционных прав и свобод. Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом в постановлениях от 24 октября 1996 г. N 17-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 2 ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах", от 17 декабря 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" и неоднократно подтверждена в ряде его решений.

Как вытекает из изложенной правовой позиции, осуществление права каждого на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и разрешение дела судом по существу в соответствии с подлежащими применению нормами права, а также вынесение судом решения, по которому нарушенные права лица, обратившегося за защитой, должны быть восстановлены. Отсутствие в действующем законодательстве, в том числе в оспариваемых положениях ГПК Российской Федерации и Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", прямого указания на право объединения граждан (юридического лица) оспорить в порядке гражданского судопроизводства коллегиальные и единоличные решения и действий (бездействие), в результате которых нарушены права и законные интересы объединения, оно незаконно привлечено к ответственности либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, созданы препятствия к осуществлению им прав, как и отсутствие указания на обязанность суда принять такое заявление к своему производству, а в случае его обоснованности - вынести решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение или препятствие к осуществлению прав объединения, не может парализовать само это право, гарантированное Конституцией. С учетом приведенной правовой позиции в постановляющей части Определения указывается, что ст. 255 и 258 ГПК Российской Федерации и ст. 2 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" - по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении в соответствии с правовыми позициями, выраженными Конституционным Судом в решениях, сохраняющих свою силу, - предоставляют объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органа государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и предполагают обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу.

Одной из важнейших форм судебной защиты прав и свобод граждан является рассмотрение судами гражданских и уголовных дел.

ГК содержит специальную норму, посвященную судебной защите гражданских прав (ст. 11). Ею предусмотрено, что защиту нарушенных и оспариваемых гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, осуществляют суды обшей юрисдикции, арбитражные суды или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется в случаях, предусмотренных законом. Главную роль в защите гражданских прав играют суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Что же касается третейских судов (к числу таких постоянно действующих судов относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ), то они могут разрешить только те споры, которые им переданы по соглашению сторон. Если решение такого суда не исполняется добровольно, вопрос решается выдачей исполнительного листа суда общей юрисдикции или приказа арбитражного суда.

Разграничение полномочий по рассмотрению дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами производится на основе норм, имеющихся в ГПК и АПК. Важнейшие критерии разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов приведены в Постановлении Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 12/12 от 18 августа 1992 г. "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" (Вестник ВАС РФ. 1992. N 1. С. 84-87).

Защита прав и свобод граждан осуществляется и в уголовном судопроизводстве. Уголовный закон, применяемый при рассмотрении уголовных дел, охраняет граждан от преступных посягательств на их жизнь, здоровье, свободу и достоинство, политические, трудовые, имущественные, жилищные, иные права и свободы. Потерпевший от преступления и гражданский истец, т.е. лица, понесшие в результате преступления материальный, а в определенных случаях и моральный ущерб и предъявившие требование о его возмещении, являются полноправными участниками процесса и могут в суде отстаивать свои интересы.

В суд можно обжаловать и постановления по делам об административных правонарушениях. Это право предоставлено лицу, в отношении которого они вынесены, а также потерпевшему.

Особое место в судебной защите прав и свобод принадлежит Конституционному Суду РФ. Он не рассматривает жалобы на неправильное применение закона, приведшее к ущемлению прав граждан, не разрешает гражданско-правовые и экономические споры, не рассматривает уголовные дела. Его назначение - проверять конституционность самих законов, в том числе тех, которые затрагивают права и свободы граждан.

На основании ч. 4 ст. 125 Конституции и п. 3 ч. 1 ст. 3 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин, который считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, вправе обратиться с жалобой в Конституционный Суд и просить проверить конституционность такого закона. Под законом в данном случае понимается любой закон, будь то федеральный, федеральный конституционный либо закон субъекта Федерации. Жалоба гражданина считается допустимой, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде либо ином органе, применяющем закон (ст. 97 Закона). Требования, которые предъявляются к направляемым в Конституционный Суд жалобам, приведены в ст. 37-39, 96 ФКЗ.

Признание закона или отдельных его частей неконституционными означает, что они перестали действовать и не могут более применяться. Таким образом, судебную защиту получает не только лицо, обратившееся с жалобой в Конституционный Суд, но и другие граждане, права которых законом нарушались или могли бы быть нарушены. Кроме того, решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены (см. комм. к ст. 125).

Конституционным Судом но жалобам граждан признаны неконституционными целый ряд законов, ограничивавших право граждан на судебную защиту. Постановления Суда открыли путь к судебной защите конституционных прав и свобод, закрепленных в законодательных актах различных отраслей права.

Многие из постановлений Конституционного Суда не только разрешают конкретный вопрос о конституционности той или иной нормы, но и приводят принципиальные правовые позиции общего характера. Постановлением от 18 февраля 2000 г. N 3-П по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 5 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" (СЗ РФ. 2000. N 9. ст. 1066) признана не соответствующей Конституции, в частности ее статья 46, упомянутая законодательная норма, постольку поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих "оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа".

Касаясь роли постановлений Конституционного Суда в обеспечении права на судебную защиту, необходимо привлечь внимание и к другим постановлениям о проверке конституционности уголовно-процессуальных норм, ибо ограничения прав и свобод в этой сфере особенно болезненны.

Принципиальное значение для понимания и применения положений комментируемой статьи имеет и Постановление Конституционного Суда от 2 февраля 1996 г. N 4-П по делу о проверке конституционности п. 5 ч. 2 ст. 371, ч. 3 ст. 374 и п. 4 ч. 2 ст. 34 УПК в связи с жалобами ряда граждан.

В этом Постановлении впервые признано, что установление уголовно-процессуальным законом конечной судебно-надзорной инстанции, каковой является Президиум Верховного Суда РФ и решения которой не подлежат пересмотру в порядке надзора, само по себе не влечет отказа в праве на судебную защиту для граждан, чьи права нарушены в результате судебной ошибки, поскольку наряду с обычными предусмотрены и дополнительные способы защиты этих прав в процедуре возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 384-390 УПК).

В то же время Конституционный Суд признал положение п. 4 ч. 2 ст. 384 УПК, ограничивающее круг оснований к возобновлению уголовного дела лишь обстоятельствами, не известными суду при постановлении приговора, и в силу этого препятствующее в случаях исчерпания возможностей судебного надзора исправлению судебных ошибок, нарушающих права и свободы человека и гражданина, не соответствующим Конституции, в частности ее ст. 46 (СЗ РФ. 1996. N 7. ст. 701).

В Постановлении от 23 марта 1999 г. N 5-П по делу о проверке конституционности положений ст. 133, ч. 1 ст. 218 и ст. 222 УПК (СЗ РФ. 1999. N 14. ст. 1749) Конституционный Суд указал, что отложение проверки законности и обоснованности действий и решений органов предварительного расследования на стадии судебного разбирательства - если такие действия и решения не только затрагивают собственно уголовно-процессуальные отношения, но и порождают последствия, выходящие за их рамки, существенно ограничивая при этом конституционные права и свободы личности, - может причинить ущерб, восполнение которого в дальнейшем окажется неосуществимым. Комплекс вопросов, непосредственно относящихся к проблеме обеспечения судебной защиты в различных видах судопроизводства, разрешен в Постановлении Конституционного Суда от 28 мая 1999 г. N 19-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 267 КоАП (СЗ РФ. 1999. N 23, ст. 2890).

В Постановлении указывается, что закрепленное в ст. 46 (ч. 1, 2) Конституции право на судебную защиту относится к основным правам и ни одна из перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции целей не может оправдать ограничений этого права, являющегося гарантией всех других прав и свобод человека и гражданина. Это положение полностью соответствует содержанию ст. 46, в соответствии с которой право на судебную защиту не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения.

В Постановлении сказано: "Раскрывая конституционное содержание права на судебную защиту, Конституционный Суд сформулировал правовую позицию, согласно которой это право предполагает и конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости (Постановление от 16 марта 1998 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ст. 44 УПК РСФСР и ст. 123 ГПК РСФСР); отсутствие же возможности пересмотреть ошибочный судебный акт умаляет и ограничивает данное право (Постановление от 3 февраля 1998 г. N 5-П по делу о проверке конституционности ст. 180, 181, п. 3 ч. 1 ст. 187 и ст. 192 АПК); при этом в рамках осуществления судебной защиты прав и свобод возможно обжалование в суд решений и действий (или бездействия) любых государственных органов, включая судебные (постановления от 2 июля 1998 г. N 20-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 331 и 464 УПК РСФСР и от 6 июля 1998 г. N 21-П по делу о проверке конституционности ч. 5 ст. 325 УПК РСФСР). Эта правовая позиция Конституционного Суда РФ, как имеющая общий характер, распространяется на все виды судопроизводства, в том числе на административное".

3. В дополнение к предусмотренной в ч. 1 данной статьи судебной защите прав и свобод часть 3 наделяет каждого правом обращаться к механизмам защиты прав и свобод человека и гражданина, созданным международными соглашениями с участием Российской Федерации. Данная норма полностью соответствует п. "b" ч. 3 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому правовая защита предусмотренных им прав обеспечивается не только компетентными национальными судебными, административными или законодательными органами, но и любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства.

Право обращения в межгосударственные органы предоставляется всем, кто на законном основании находится на территории Российской Федерации, без какого-либо различия.

Анализ международно-правовых актов, которые создают международные органы и механизмы контроля за соблюдением государствами признаваемых ими прав и свобод человека и гражданина, указывает на то, что они создавались и функционируют не только на основе международных договоров, но и на основе решений ООН и ее специализированных учреждений, соглашений регионального характера.

К настоящему времени сложился достаточно разветвленный международный механизм контроля, направленный на эффективное осуществление согласованных стандартов в области прав человека.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2019 «aps-mirny.ru» — Законодательство. Торговля. Законодательство. Общественное питание. Промышленность. Финансы